Развитие выставочно-ярмарочной деятельности в настоящее время во всем мире, а также и в РФ происходит активными темпами.
Основываясь на зарубежном опыте и характеристике современного состояния выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, можно утверждать, что отечественная выставочная индустрия, хотя и уступает зарубежной по своим масштабам, является сегодня заметным сегментом рынка, тесно связанным с рядом отраслей промышленности, что имеет большое значение для реализации основных направлений структурной политики России.
Принимая во внимание значимость выставочно-ярмарочной деятельности для развития экономики, федеральные органы власти уделяют большое внимание ее развитию. На заседании Правительства Российской Федерации 29 марта 2001 года была утверждена Концепция развития выставочной деятельности в Российской Федерации.
Главной целью Концепции является определение основных направлений и принципов ведения выставочно-ярмарочной деятельности, следуя которым можно было бы рассчитывать на реальное повышение ее эффективности, уровня управления выставочными процессами, защиту от недобросовестной конкуренции, предотвращение и пресечение ненадлежащей выставочной деятельности.
Рост числа проводимых выставочных мероприятий в РФ с 1991 г. по 2004 г. составил в среднем 19% в год . Интенсивное развитие выставочно-ярмарочной деятельности в нашей стране во многом обусловлено интересом зарубежных компаний к российскому рынку. На данном этапе ежегодно около 90 стран мира представляют своих участников на наших выставках
Страны - лидеры по участию в российских выставках и ярмарках 2004 года представлены в табл.
Страны - лидеры по участию в российских выставках 2004 г.
Страна-участница Количество выставок
Белоруссия 287
Германия 238
Украина 237
Италия 160
Польша 150
США 131
Финляндия 128
Франция 127
Согласно статистическим данным Союза выставок и ярмарок , в 2003 г. основную массу всех выставочно-ярмарочных мероприятий, организуемых в нашей стране, как и во всем мире составили тематические специализированные выставки, в то время как универсальные, многоотраслевые выставки проводились реже и доля их в общем числе достаточно невелика.
Интересно отметить, что из 45 наиболее часто проводимых в России около 20 выставок имеют статус №1 в мире, т. е. самых крупных и представительных в своей отрасли по темам:
• полиграфия;
• упаковка;
• металлургия/литейное производство;
• стекло: машины и оборудование;
• горное дело;
• техника измерений;
• пластмассы и каучук;
• металлообработка;
• торговое оборудование;
• гостиничное дело;
• пищевые выставки;
• пекарное и кондитерское дело;
• мода (одежда для женщин);
• обувь;
• косметика;
• судостроение / водные виды;
• спорт;
• туризм на машине / кемпинг.
Наиболее востребованными на сегодняшний день в РФ являются выставки, посвященные торговле, бытовому обслуживанию, науке и технике. Интерес участников в данном случае легко объясним, активизация всех форм розничной торговли, сильная конкуренция в этой сфере побуждает к участию в выставках и способствует увеличению как спроса, так и предложения.
Значительная часть всех выставок и ярмарок, проведенных в 2003 г. в России была посвящена информации, связи, оргтехнике, игровой электронике и соответствующему оборудованию. Это обусловлено тем повышенным вниманием, которое уделяется сегодня новым технологиям и средствам связи. Информатика, компьютерная техника, мобильные средства связи – одни из наиболее актуальных и интенсивно развивающихся сфер нашей жизни.
В связи с динамичным развитием туризма в нашей стране, большое внимание также было уделено организации и проведению выставок гостиничного бизнеса и сопутствующих услуг – рестораны, предприятия общественного питания, соответствующее оборудование. Продукты питания, напитки и табак – уже традиционно привлекают множество посетителей и экспонентов.
Далее можно назвать выставки и ярмарки, посвященные здравоохранению, строительству, мебели и бытовой техники. Интерес вызывают также мероприятия, объединенные единой темой – спорт, развлечение, досуг и соответствующее оборудование.
Однако, тематика этих выставок во многом определяется регионом их проведения, так в Южной части России интерес, активность экспонентов и посетителей значительно выше, чем в других регионах.
В 2004 г. под эгидой Союза выставок и ярмарок 49 организаторов выставок провели 929 международных, межрегиональных, региональных и других выставок/ярмарок в 36 городах России, Белоруссии, Украины, Молдавии и Литвы .
По расчетам, общее количество посетителей выставочных мероприятий насчитывало более 10 млн. чел. Средняя стоимость аренды 1 кв. м. выставочной площади, при типовой застройке, составила для российских экспонентов 240 долл. США, для зарубежных – около 300 долл. США. Иностранное участие за год выросло на 0,9%.
Интенсивное развитие выставочно-ярмарочной деятельности в России подтверждается постоянным увеличением общего числа выставочных мероприятий, проводимых под эгидой Международного союза выставок и ярмарок.
Активное развитие выставочно-ярмарочной индустрии в России не говорит о том, что на этом рынке не существует проблем. Одной из наиболее главных, остается слаборазвитая материально-техническая база выставочной деятельности. Российские выставочно-ярмарочные комплексы по сравнению с зарубежными центрами выглядят весьма скромно. Они не соответствуют стандартам и требованиям, принятым в международном сообществе.
Организация выставочно-ярмарочных мероприятий содействует:
- во-первых, развитию инфраструктуры города. Это связано с тем, что в структуре затрат участников выставок/ярмарок доля расходов, связанных непосредственно с организацией и проведением выставки, не является определяющей. Поток основных средств приходится на городские организации, обеспечивающие обслуживание, проживание, питание и другие услуги для участников и гостей выставок. Соответственно поступления в бюджет в меньшей степени обусловлены доходами от выставочно-ярмарочных комплексов, а в большей мере зависят от состояния хозяйственного комплекса города;
- во-вторых, созданию в регионе новых рабочих мест, как на предприятиях задействованных в организации и проведении выставочных мероприятий, так и на объектах сопутствующей инфраструктуры – строительные, дизайнерские, полиграфические работы, новые рестораны, кафе и многое другое;
- в-третьих, привлечению значительных гостевых потоков, интенсивному развитию туризма;
- в-четвертых, увеличению бюджетной эффективности за счет отчислений ключевых объектов городской инфраструктуры – гостиниц, предприятий общественного питания, центров развлечения и досуга.