Земельные отношения имеют особый юридический статус и регулируются конституцией РФ, гражданским законодательством, земельным, лесным, водным и другими кодексами. Согласно Конституции земельное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Нормативно-правовые акты содержащие нормы земельного права, об-разуют следующую систему:
1.международные нормативно-правовые акты (договоры, конвенции, декларации);
2.федеральные нормативно-правовые акты (Конституция, ФЗ, подзаконные акты, Указы президента, Постановления правительства, распоряжения, инструкции, решения судебных органов и др.);
3.региональные нормативно-правовые акты.
При оценке земельного участка необходимо установить правовой статус (правовой режим), который включает:
- целевое назначение;
- форму собственности;
- разрешенное использование.
Под целевым назначением земель понимается установленные законодательством порядок и условия эксплуатации земель для конкретной цели в соответствии с категориями земель. Весь земельный фонд РФ разделен на 7 категорий:
1. земли лесного фонда - 50,2%;
2. земли сельскохозяйственного назначения - 36,7%;
2.1. сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосные, пастбища, многолетние насаждения);
2.2. земли садоводства и огородничества;
2.3. земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами, здания-ми, сооружениями и др. ;
3. земли особо охраняемых территорий - 1,9% (заповедники, заказники, мемори-альные и т.п.);
4. земли поселений - 1,2%;
5. земли водного фонда 1,2%:
6. земли промышленности, транспорта, связи, министерства обороны (вне городской или поселковой черты) - 1;
7. земли запаса (государственные земли) - 6,2%.
Формы собственности на землю закреплены конституцией и законами и могут находится в частной, государственной и муниципальной собственности. По состоянию на текущий момент времени имеет место следующее распределение:
• государственная и муниципальная собственность - 92,4%;
• частная собственность - 5,4%;
• собственность юридических лиц - 1,7%..
В муниципальной собственности находятся все земли в черте поселения за исключением земель частной и государственной собственности. Граждане РФ могут иметь земельные участки на праве собственности:
* пожизненного наследуемого владения;
* постоянного бессрочного пользования;
* срочного пользования;
* аренды.
Юридические лица имеют те же права за исключением права пожизненного наследуемого владения. Право собственности граждан и юридических лиц на земельные участки включает право владеть, пользоваться и распоряжаться с соблюдением ограничений и других условий установленные законом или договором.
Кроме права собственности существует три вида ограниченных вещных прав на землю.
1)Владелец земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения обладает правом владения, пользования и ограниченным распоряжением, т.е. может передавать свое право по наследству, а также сдать земельный участок в аренду или безвозмездное срочное пользование.
Право пожизненно наследуемого владения оценивается через стоимость права аренды.
2)Право постоянного бессрочного пользования предполагает владение и пользование земельным участком, находящегося в государственной или муниципальной собственности без установленного срока. Пользователь вправе передать земельный уча-сток аренду или безвозмездное пользование другим лицам только с согласия собственника участка – органов местного самоуправления.
Разрешенное использование земель представляет собой эксплуатацию земельного участка с учетом его целевого назначения, имеющихся ограничений и сервитутов. К типичным ограничениям (обременениям) относятся:
• Запрет на изменение целевого назначения земельного участка;
• запрещение использования земельного участка, ведущего к ухудшению окружающей среды и к снижению плодородия почв;
• требование строгого соблюдения строительных норм и правил при застройки участка;
• запрет на размещение промышленных, коммунально-бытовых и других сооружений в пределах земельного участка;
• запрет на продажу и сдачу в аренду или субаренду;
• запрет на изменение внешнего вида недвижимости;
• выполнение условий начать и завершить застройку в течение установленных сроков.
Разрешенное использование указывается в следующих документах:
а) в документах земельного кадастра;
б) в документах государственной регистрации;
в) в свидетельствах, договорах и в других документах, удостоверяющих право на землю;
г) в Постановлениях и решениях органов местного самоуправления.
Сервитут на земельный участок означает право ограниченного пользования одним или несколькими соседними участками лицом, который не является собственником или арендатором. Сервитут может быть установлен соглашением между собственниками или судом. Сервитут подлежит регистрации в порядке установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Различают публичный и частный сервитут.
Согласно публичному сервитуту собственник земельного участка должен обеспечить:
•безвозмездное и беспрепятственное использование общественных мест, которые существовали на момент передачи участков собственности;
•возможность размещения на участке геодезических знаков и возможность подъезда к ним;
•возможность доступа муниципальным службам для осуществления ремонтных работ на объектах инфрастуктуры.
Частный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда на соседний участок, для прокладки и последующей эксплуатации линий водо, газо и электроснабжения. Собственник участка, обремененный сервитутом, может требовать от лица, в интересах которого установлен сервитут, соразмерную плату за пользованием участком.
Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных служб. Решение об изъятии принимается Федеральными органами или органами исполнительной власти субъектов Федерации.