Сегодня, 22 августа, специалисты по связям с общественностью Челябинска встретились
с известными специалистами в области брендинга.
Честно говоря, давно зарекался ходить на бесплатные семинары: кроме известных истин из старых учебников, как правило, бесплатно никто ничего не расскажет. Но фейсбук долго заманивал на семинар с модной темой и с участием модного столичного пиар-мена: маркетинг и брендинг Южного Урала, как драйвер развития местного бизнеса! Скажу сразу: москвич не разочаровал, а вот семинар…
Андрей Пуртов – генеральный директор московской фирмы по выработке маркетинговой стратегии и продвижению бренда территорий. Он рассказал нам свою методологию, весьма спорную, с точки зрения многих пиар-специалистов, пришедших на семинар. Интересны были только яркие примеры востребованного пиарщика с большим стажем. Не удивительно, что он приехал в Челябинск, который областные власти озадачили сменой имиджа. Это совпало и с его планами: объездить двадцать городов России с бесплатным семинаром, на котором он и презентует методы и возможности своей фирмы. В трёх городах Сибири он уже отработал, а завтра уже будет в Перми.
Гостя вежливо слушали, но чувствовалось, что особенности региона он представляет слабо. А для любого специалиста очень важна и нужна конкретика. Поначалу многих раздражало стократное упоминание кластеров, как составляющее бренда территорий. Но гость очень быстро снял внутренне напряжение аудитории: оказывается, известный специалист из Канады, в своё время, поведал москвичам, что никто не знает, что такое кластер в контексте брендинга. Хотя без них не может быть стратегии развития территории. С этого места стало интересно слушать: пятьдесят кластеров – это много и мешают сосредоточиться над имиджем региона, а один-два в самый раз. Полный абзац.
А вот когда директор приглашающей стороны начал задаваться вопросом: кто мы (особенность ментальности), стало любопытно. И он сразу ответил: потомки беглых и казаков, которые никогда не смогут (в силу исторически непокорного характера) работать в сфере туризма. Тут все и возбудились. Оказывается, без филиппинцев и тайцев к нам никто не поедет. Ребята, подумал я, а потом сказал вслух: а кто поедет отдыхать в регион, который полвека называют Танкоградом или экологической помойкой? Зачем глубокие исследования: спросите любого владельца туристического бизнеса в Москве – берут ли путёвки в наши здравницы? И вам ответят: никогда. Так может надо задуматься о коллективных усилиях, направленных на смену отрицательного имиджа – на положительный? Есть же у нас «Макфа», «Увелка», «ММК», ЧТПЗ, хоккей и дзюдо, театральные коллективы и музыканты мирового уровня. Может вложить миллионы в талантливых людей, а не в дизайнеров, которые не знают, кто мы и зачем нам?
Своеобразно пытался подвести итог дискуссии председатель общественной палаты города Челябинска Юрий Зацепилин: ребята, бренд территории – это мировоззренческое понятие, которое формируется десятилетиями, а брендинг вы трактуете как прибавочную стоимость к продукции Урала. Можно ли скрестить трепетную лань с…
Мне показалось, что специалистами по связям с общественностью решили в очередной раз бесплатно попользоваться в рабочее время для того, чтобы обратить на себя внимание тех, кто выделяет миллионы на «смену имиджа» Челябинской области. Многие пожалели о потраченном времени и ушли, не дожидаясь финала.
По стечению обстоятельств неделю назад я слушал специалиста по продвижению бренда из Нью-Йорка. И хотя знал, что от американцев на бесплатном семинаре даже Мюллер ничего бы не вытянул, но почерпнул намного больше полезной информации, чем сегодня. Увы…